Форум » БИБЛИЯ, БОГОСЛОВСКИЕ ВОПРОСЫ » Песах » Ответить

Песах

Шимон: Песах - праздник освобождения евреев от египетского рабства, праздник обретения свободы и становления евреев, как народа. Евреи вышли из Египта в 2448 году, в ночь на 15-ое Нисана. И поэтому 15-ое Нисана - первый день Песаха. (Нисан соответствует второй половине марта - первой половине апреля). В Торе указано, что Песах длится 7 дней и в первый день устраивается Седер. В диаспоре традиционно Песах длится 8 дней и седер устраивается в первый и второй дни праздника. *** Мои поздравления, желающим присоединиться к празнику. ***

Ответов - 48, стр: 1 2 3 4 5 All

Prometey: Я бы с радостю, но если я не еврей, то могу праздновать или нет!?

Prometey: Тойсть моих языческих предков никто никуда невыводил!

Prometey: Поздровляю вас с празником!


Шимон: Prometey пишет: моих языческих предков никто никуда невыводил! Уважаемый Прометей, моих предки тоже не были \непосредственными\участниками 2 мир. ВОЙНЫ но радость освобождения узников \ Бомона, Дахау и Асвенцема\Фашизма РАЗДЕЛЯЮ совсеми свободными людьми.

levi: Шимон пишет: Мои поздравления, желающим присоединиться к празнику. *** Присоеденяемся !!!!!

Prometey: Я уже поздравил но ещо раз поздравляю(хотя никокого понимания как нужно ето праздновать неимею)

tritikum aestivum: Меня очень интересует , как отмечать Песах ?

Шимон: tritikum aestivum пишет: как отмечать Песах ?СЦЕНАРИЙ СЕДЕРА Раввин Шрага Симмонс КЕАРА (специальное блюдо для седера) Продукты расставляют на подносе в определенном порядке. Начинаяснизу и по часовой стрелке: хазерет (латук), карпас (овощ), бейца (яйцо, сваренное вкрутую), зроа (кусок поджаренного мяса с костью внутри), харосет (орехи, яблоки, финики). В центре - марор (горькая зелень). Если эта схема отличается от того порядка расположения продуктов, о котором вы слышали или читали раньше, доверьтесь нам - именно такой порядок указан в Кодексе Еврейских законов. Какова причина подобного расположения продуктов? В Талмуде сказано: “Айн мааврин аль а-мицвот” - Мы не имеем права "пройти мимо" выполнения заповеди, если на нашем пути возникает возможность ее выполнить. Именно поэтому продукты расставлены на кеаре в порядке, соответствующем Агаде. Таким образом, каждый раз, когда вам потребуется определенный продукт, он будет находиться на блюде ближе остальных, и вам не придется "перескакивать" через другие продукты для того, чтобы дотянуться до нужного. Кеару на столе ставят так, чтобы она находилась справа от ведущего. Возле подноса должно быть блюдце с соленой водой, которую рекомендуется приготовить до начала праздника. Седер не может начаться до наступления темноты, и так как длится он довольно долго, советуем приготовить все заранее - для того, чтобы приступить к празднованию сразу же после завершения службы в синагоге. На стол следует положить три мацы - перед кеарой. Их необходимо накрыть или отделить одну от другой с помощью салфетки или полотенца. На Седере принято использовать круглую мацу шмура, испеченную вручную. Вы можете быть уверены в том, что эту мацу тщательно оберегали от любого контакта с водой - во время жатвы хлебных колосьев, перемола муки, замешивания теста и самой выпечки. Причиной использования мацы шмура на Седер является следующий стих Торы: - “И ты будешь охранять мацу”. Естественно, если нет мацы шмура, можно пользоваться обычной мацой. *** Само слово седер в дословном переводе означает - "порядок". Все события пасхальной ночи должны происходить в строгом порядке, иначе все перепутается. В течение Седера мы выполняем семь заповедей. Две из них берут начало в Торе: Рассказ об Исходе Маца Остальные заповеди - де-орайта (по установлению Учителей): Заповедь, повелевающая съесть марор (горькую зелень) Заповедь, повелевающая съесть афикоман (дополнительную часть мацы, которую съедают на “десерт” в качестве напоминания о пасхальном подношении) Чтение Галеля (текст, возвышающий Имя Творца - благодарность за то, что Он делает для нас) Заповедь, повелевающая выпить четыре бокала вина Поведение, свидетельствующее о свободе и принадлежности к аристократии - например, участники праздника опираются во время седера на подушках. *** ЗАКОН О ЧЕТЫРЕХ БОКАЛАХ ВИНА На Седер каждый еврей должен выпить четыре бокала вина, соответствующие четырем проявлениям свободы, упомянутым в Торе (Шемот, гл. 6, ст. 6-7). Так как все мы являемся свободными людьми в эту ночь, никто не должен сам себе наливать вино. Каждый наполняет бокал соседа - таким образом, мы как бы становимся аристократами, которым прислуживает челядь. Лучше всего использовать красное вино, так как оно напоминает кровь евреев, которой запятнаны руки фараона, кровь, пролившуюся в результате Десяти Казней, а так же кровь, которой евреи смазали косяки своих дверей. Те, кто не пьет вино, могут заменить его виноградным соком, в который следует добавить немного вина для того, чтобы в напитке ощущался привкус алкоголя. У каждого должен быть свой собственный бокал, вмещающий ревиит. Это - мера объема, которая составляет примерно 100 грамм. Каждый из четырех бокалов рекомендуется выпивать до дна, или, по крайней мере - более половины его содержимого. Согласно Еврейскому Закону, выпить вино в бокале следует в течение четырех минут, не более. Учителя постановили, что, выпивая вино, следует наклоняться на бок (влево), что символизирует проявление свободы. *** БЛАГОСЛОВЕНИЯ Кидуш следует произносить сидя. Вы должны помнить о двух заповедях: Мицва Кидуш, которую произносят в шаббаты и праздники. Специальная мицва, повелевающая выпить в течение Седера четыре бокала вина. Произнося благословение Шеэхияну, следует помнить, что оно относится ко всем заповедям ночи Седера. Если Седер выпадает на субботнюю ночь, вам следует так же произнести благословения Авдалы (отделение субботы) - в том виде, в котором они приведены в тексте, используя при этом в качестве свечей Авдалы праздничные свечи. *** УРХАЦ Все участники Седера омывают руки (способ омовение рук такой же, как при омовении рук для хлеба - воду льют из чашки дважды на каждую руку). При этом обычное благословение (в порядке исключения, чтобы вызвать вопросы присутствующих) НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ. *** КАРПАС Возьмите карпас и обмакните в соленую воду. В качестве карпаса используют овощ, на который произносят благословение Боре при а-адама - сельдерей, петрушку или картофель. При подготовке продуктов для кеары необходимо внимательно осмотреть овощ, так как в листьях петрушки и особенно - сельдерея могут скрываться крошечные насекомые, употребление которых в пищу строго запрещено Торой. Каждый должен съесть МЕНЬШЕ кезаита (15 граммов) для того, чтобы ему не пришлось произносить благословение после еды. *** ЯХАЦ Ведущий Седера разламывает среднюю мацу надвое. Меньший кусок кладется обратно между двумя целыми пластинами мацы. Его полагается съесть позже, во время произнесения А-моци. Больший кусок - афикоман - заворачивают в полотенце или салфетку и прячут. Талмуд утверждает, что дети должны попытаться "украсть" афикоман - поиски афикомана не дадут им уснуть во время Седера. Обратите внимание на то, что обе заповеди - съесть мацу на Седер - выполняются в один присест. *** МАГИД Начинается основная часть Седера - рассказ об Исходе. Важно иметь хороший перевод Агады для того, чтобы точно понимать смысл слов, которые вы произносите. Первый абзац Агады написан не на иврите, а на арамейском, который был языком того времени. Существует обычай произносить вслух следующие слова: "Этим я выполняю мицву, повелевающую рассказать об истории Исхода". Мы снимаем салфетку с мацы, и поднимаем мацу вверх - на всеобщее обозрение и держим ее так до начала Четырех вопросов. *** ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА Уберите со стола кеару (ее надо будет вернуть на место перед трапезой). Это - знак, что наступило время вопросов, а также - напоминание о том, что праздничный ужин не начнется до тех пор, пока история не будет рассказана до самого конца. Согласно обычаю, четыре вопроса задает самый младший из присутствующих, в возрасте, 3-4-х лет, когда ребенок уже понимает, о чем он говорит. Однако это не означает, что задавать вопросы должен обязательно ребенок. Для этого можно выбрать любого человека, например, того, кто присутствует в первый раз. В таком случае, его надо перед началом седера подготовить. Перед вопросами мы наливаем второй бокал вина. *** МЫ БЫЛИ РАБАМИ В ЕГИПТЕ Во время рассказа об Исходе все три мацы должны оставаться открытыми. Наши Учителя отмечают, что слова "Мы были рабами в Египте" в сущности, представляют собой ответ на четыре вопроса. После этого момента младшим детям позволяется идти спать. *** ВЭ- ЃИ ШЭ-АМДА (И она - Тора - защищала нас) Мацу снова закрывают и участники седера поднимают бокалы с вином. *** ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ При упоминании каждой из Казней мы отливаем из бокала в тарелку несколько капель вина. Это напоминает нам о том, что чаша нашей радости не может быть действительно полной, так как ради нашего спасения погибло много людей. После этой “процедуры” следует вновь наполнить бокалы. *** ЛЕСИКАХ Мацу прикрывают, поднимают бокалы с вином, и все вместе читают эту часть Агады вслух. *** ВТОРОЙ БОКАЛ Когда будете пить вино, не забывайте наклоняться. Вы можете спросить: мы ведь уже прочитали благословение после вина над первым бокалом, зачем произносить новое благословение? Дело в том, что между двумя бокалами прошло много времени, и требуется благословение повторить. *** РАХЦА (омовение рук) Как омывать руки? Во-первых, наполните водой большую чашку. Вылейте половину ее содержимого на правую руку, оставшуюся половину - на левую. Затем произнесите благословение и вытрите руки. С этого момента не следует вступать в разговоры до тех пор, пока не съедите мацу. Это делается во избежание любых "мысленных сбоев" между омовением рук и едой. Советуем вам так же воздержаться от каких-либо разговоров до тех пор, пока вы не закончите есть марор (горькую зелень) и сандвич корех. Таким образом, благословение Моци и Марор распространится и на сандвич. Ведущий седера может помогать присутствующим - давать краткие указания, как правильно выполнять заповеди. *** МОЦИ Это - мицва, упомянутая в Торе. Она повелевает нам во время Седера съесть мацу. Согласно Еврейскому Закону "съесть" - значит проглотить кезаит в течение краткого времени: от двух до четырех минут. В крайнем случае, мацу необходимо съесть максимум за девять минут. Кезаит составляет приблизительно две трети квадратной мацы, или же половину круглой мацы ручной выпечки. В отличие от действий, сопровождающих чтение А-Моци в шаббат, мы не макаем мацу в соль. Причина в том, что съесть мацу на Песах само по себе является мицвой. Перед тем как ведущий произнесет благословение, каждый должен приготовить мацу и положить ее перед собой для того, чтобы правильно выполнить мицву. Когда будете есть мацу, не забудьте наклониться влево. *** МАЦА Мы произносим второе благословение над мацой, съесть которую во время Седера - особая мицва. После произнесения благословения ведущий должен одновременно сломать обе мацы, чтобы временной промежуток между благословением и едой был как можно меньше. Так как, скорее всего, верхней и нижней мацы не хватит для того, чтобы обеспечить всех сидящих за праздничным столом полагающимися 2-3 кезаитами, присутствующие должны съесть хотя бы по маленькому кусочку от верхней и нижней мацы и восполнить недостающее количество другими мацот. *** МАРОР Возьмите марор в количестве, равном кезаиту. Хотя многие имеют привычку использовать хрен, Талмуд тем не менее утверждает, что марором может служить хаса - римский латук (листья салата). Запрещается использовать хрен, купленный в магазине, так как в него добавляют заменители сахара для того, чтобы сделать его менее горьким. Особенно не рекомендуется покупать так называемый красный хрен, который в действительности представляет собой смесь из свеклы и хрена. Если вы используете чистый хрен, он должен быть перемолот до начала праздника. Прежде чем произнести благословение, марор необходимо обмакнуть в харосет, затем стряхнуть с него капли. Талмуд утверждает, что харосет смягчает горечь марора. Произнося благословение, помните, что марор входит так же в состав сандвича корех. Вы не должны наклоняться во время еды, ведь марор - символ рабства. Марор необходимо съесть быстро (за время от двух до четырех минут). *** КОРЕХ Возьмите нижнюю мацу (единственную оставшуюся из трех) и сделайте сандвич, используя марор. Для выполнения этой мицвы размер мацы должен быть равен примерно одной трети квадратной мацы или одной четвертой - круглой. Минимальное количество марора составляет 8 х 6 см римского латука или салата, или же 20 грамм хрена. Окуните сандвич в харосет и стряхните капли. Произнесите "Воспоминание о Храме". Благословений читать не следует. Съешьте сандвич, наклонившись влево. Его необходимо съесть в течение за отрезок времени от двух до четырех минут. *** ШУЛХАН ОРЕХ Пришло время праздничной трапезы. Принято начинать ее с яйца, символизирующего приношение Хагига. Таким образом, все начинают трапезу с одного и того же блюда - как во времена Храма, когда все ели приношение Хагига. Рекомендуется закончить ужин до полуночи, так как к тому времени необходимо съесть афикоман. Праздничные блюда не должны включать жареное мясо - именно так подчеркивается разница между современным праздничным столом и трапезами времен Храма, когда подавали жареного "пасхального агнца". Трапеза является продолжением молитв Галель, и поэтому во время ужина рекомендуется продолжить разговор об Исходе. В идеале в течение всего ужина присутствующие должны наклоняться влево. *** АФИКОМАН Рекомендуется съесть афикоман до полуночи (время варьируется, в зависимости от вашего географического расположения, и поэтому по этому поводу необходимо проконсультироваться с местным раввином). Однако если вы видите, что для того чтобы успеть съесть афикоман к положенному сроку, требуется седер, не торопитесь. В этом случае разрешается съесть афикоман позже, важнее провести седер полностью и по правилам, от начала и до конца. Афикоман необходимо съесть, когда вы уже сыты, но в вашем желудке осталось еще немного места для еды. Если же вы так наелись, что не можете проглотить ни кусочка, тогда, согласно ѓалахе, даже если вы заставите себя съесть афикоман, это не может считаться настоящим актом употребления пищи. Необходимо съесть мацу (афикоман) в количестве, равном кезаиту, что соответствует двум третям квадратной мацы или половине - круглой. Если вы не в состоянии съесть так много, разрешается съесть половину указанного количества. Вы должны убедиться в том, что каждый из присутствующих получил, по крайней мере, маленький кусочек мацы от афикомана. Недостающее количество восполняется с помощью других мацот, имеющихся на праздничном столе. После афикомана нельзя ничего есть до конца ночи. Разрешается пить только воду (не сладкие напитки) и оставшиеся два бокала вина. Когда будете есть афикоман, не забудьте наклониться влево. Его необходимо съесть в течение минимум - двух, максимум - четырех минут. *** БАРЕХ Каждый должен промыть свой бокал и вновь наполнить его вином. Это будет третий бокал, который надлежит выпить по окончании "Благословения после еды". В пасхальную ночь принято, чтобы "Благословение после еды" произносил хозяин дома. *** ТРЕТИЙ БОКАЛ Рекомендуется выпить бокал вина в два глотка, не делая паузы. До дна или, по крайней мере - больше половины бокала. Если вы не можете выпить вино в два глотка, помните, на осушение бокала вам отводится четыре минуты. Не забудьте при этом наклониться влево. *** ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ ДЛЯ ЭЛИЯГУ Налейте четвертый бокал вина, и еще один - для пророка Элиягу Принято использовать вино, "оставшееся" в бокале Элиягу, для Кидуша на следующий день. *** ЧЕТВЕРТЫЙ БОКАЛ Четвертый бокал выпивают по тем же правилам, что и три предыдущих. Затем читают благословение после вина. *** ХАД ГАДЬЯ (дополнительные тексты) Хотя Седер официально завершен, считается похвальным продолжить разговор об Исходе, пока сон не сморит вас. Есть обычай читать дополнительные тексты, помещенные в конце Агады. Например - Эхад ми Йодеа и Хад гадья. Часто их поют на мотив традиционных мелодий.

Шимон: Prometey пишет: Я бы с радостю, но если я не еврей Халев тоже БЫЛ не еврей... и жена Вооза тоже Была не еврейка, но Давид\её потомок\ всем царям Царь ! Одним словом дело поправимое ... ! *** Краткий словарь.*** Аарон - старший брат Моше и его ближайший помощник. Первый первосвященник (принадлежал к колену Леви). Авдала - В переводе с иврита означает “разделение”.Краткое благословение и особый ритуал, символизирующий окончание субботы или праздника и переход к будням. После окончания субботы над бокалом вина произносят благословение об отделении субботы от будней. Кроме того, произносят благословения на приятно пахнущие травы или пряности, что символизирует укрепление души, ослабевшей от того, что суббота с ее святостью ушла. Произносят также благословение на специальную зажженную свечу, символизирующую будни. В течение всей субботы нельзя зажигать огонь (в том числе — электрический свет). Впрочем, можно пользоваться огнем и светом, которые были зажжены до наступления субботы. Агада (шель Песах) - книга, рассказывающая об исходе из Египта и порядке проведения седера. Алель - буквально "восхваление". Шесть псалмов,которые по установлению пророков произносят в праздники и Рош Ходеш. Афикоман - часть средней мацы, которую заворачивают в салфетку и прячут. Пасхальная трапеза кончается, когда дети находят афикоман (за что традиционно получают подарок). Каждый участник седера съедает кусочек афикомана, после чего нельзя больше есть и пить, кроме двух оставшихся бокалов вина. В первую ночь седера афикоман необходимо съесть до полуночи. (см. " цафун") Б Бдикат хамец - поиск квасного накануне праздника Песах подробнее см. здесь) Бейца - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера. Крутое яйцо, символизирующее праздничную жертву. Биркат амазон - благословения после еды, в которых выражается благодарность Всевышнему за пищу и дарованную Им и возможность участвовать в ней. В Биркат га-мазон входят и благодарность за процветание нашей плодородной и прекрасной страны — Эрец Исраэль, и за святой город Иерусалим, и за счастье праздновать субботу (или другой еврейский праздник), и за то хорошее, что уже выпало и еще выпадет на долю еврейского народа.. Их произносят только тогда, когда пища включала в себя хлеб или изделия из злаков, имеющих по законам Торы статус хлеба. Браха - Благословение. Это особая фраза (или несколько фраз), в которой человек выражает признательность Творцу за что-либо, о чем сказано в данном благословении. Г Гамлиэль (Рабан Гамлиэль) - Один из величайших еврейских Учителей, живший в 1 в. н.э. Ученик Иоханана бен Закаи из Явне. Заложил основы Мишны. Е Евреи - (см. статью ПУРИМ: МЕЖДУ СВЕТОМ И МРАКОМ - ОДНО МГНОВЕНИЕ). Еврей. соm - Еврейский сайт из Иерусалима www.evrey.com З Зроа - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера. Пропеченный кусок мяса с косточкой — память о пасхальном агнце. И Иудея - Слово Иудея происходит от русского варианта латинского искажения имени Иегуда — Иуда. Так иногда называлась вся Земля Израиля. После смерти царя Шломо (Соломона) — 9 в. до н.э. в царстве Израиль произошел раскол. Страна разделилась на два государства: Северное, в котором жили 10 (из 12-ти) колен Израиля, и Южное — где жили колена Иегуды и Биньямина. Поскольку к Северному относилось большинство евреев, оно получило название Исраэль (Израиль). Южное называлось Иегуда (Иудея)., т.к. колено Иегуды занимало главенствующее положение по сравнению с коленом Биньямина. Столица еврейского народа — Иерусалим — входила в состав государство Иегуда (Иудея). Когда Северное государство пало, Иудеей называли все еврейское царство. Оно закрепилось в последующих столетиях, когда евреи, вернувшись в 4 в. из Вавилонского галута (изгнания), расселились по всей территории Эрец Исраэль. Иудеей называлась страна и во времена Ханукальных событий. Сегодня территории Земли Израиля, освобожденные от арабов (1967 г. — Шестидневная война) поделены на две области — Иегуда (Иудея) и Шомрон (Самария; севернее Иерусалима) — в память об историческом разделении. Главным городом Северного царства иногда считался город Шомрон. К Карпас - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера. Сельдерей, петрушка, картофель (отварной), лук или другая съедобная зелень - символ весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни. Кашер ле-Песах - продукты и предметы, годные для употребления во время праздника Песах (не содержащие квасного). Кидуш - (буквально - "освящение") благословение, которое произносится над вином в праздничные дни даты (включая субботу). Кос шел Элиягу - особый бокал, в который наливают вино для пророка Элиягу во время Пасхального Седера. М Маарив - Название вечерней молитвы. Евреи (мужчины) читают молитвы трижды в день. Утром (шахарит), во второй половине дня (минха) и после выхода звезд (маарив). Еврейский закон не устанавливает время молитв для женщин (чтобы не связывать ее временными обязательствами и оставлять возможность для ухода за детьми). Обычно еврейские женщины читают молитву один раз в день. Вечером или утром — по обстоятельствам. Некоторые читают два раза в день. Ман (манна) - во время странствий по пустыне Всевышний ежедневно (кроме субботы) до прибытия евреев в Ханан посылал им "хлеб с небес", который они собирали для пропитания. Марор - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера. Горькая зелень, напоминающая горькую жизнь израильтян в Египте. Обчно используют листья салата или цельные кусочки хрена; Маца - "хлеб бедности", который наши предки ели в рабстве, а также то тесто, которое не успело взойти, когда они поспешно вышли из Египта, ведомые Всевышним. Маца - тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкоснулись прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут. Мицва - (иврит). В переводе на русский язык — заповедь. Множественное число — мицвот. В Торе — 613 мицвот (заповедей). Мирьям (Мириам) - сестра Моше и Аарона, дочь Амрама и Йохевет. Мирьям называют пророчецей. Именно она после перехода через Красное море вышла с тимпаном и воспела хвалу всевышнему. Моше (Моисей) - см. статью ПЕСАХ: ПРАЗДНИК СВОБОДЫ Н Натилат Ядаим - Омовение рук перед вкушением хлеба (хлеб — главная пища человека, поэтому полноценную трапезу начинают с хлеба, а его можно есть лишь после омовения рук). Выполняется этот ритуал особым образом. Надо отметить, что нетилат ядаим не является буквально мытьем, очищением рук. Вымыть руки следует перед нетилат ядаим. Нирца - Заключительная часть Пасхального седера В ней мы говорим: "Закончен пасхальный седер. Как мы старались провести его в точном соответствии с Твоими законами, так Ты приведи поскорее всех евреев свободными людьми в Цион (Иерусалим)". И дальше произносят: (лешана абаа бирушалаим) В будущем году — в Иерусалиме! О Омер (счет омера) - Начиная со второго вечера праздника Песах Тора повелевает вести счет дням на протяжении семи недель: "И ведите для себя счет, [начиная] с первого дня после праздника, – дня приношения вами омера [ячменя: хлебного дара] ... семь полных недель... до дня, следующего за седьмой неделей, отсчитайте пятьдесят дней..." (Вайикра, 23:15,16). На пятидесятый день наступает праздник Шавуот (дословно "недели"): "...священное собрание да будет у вас, никакой работы не делайте..." (Вайикра, 23:21). Цель отсчета состоит в том, чтобы показать связь между праздниками Песах и Шавуот, подчеркнуть, что Исход из Египта знаменует лишь физическое освобождение, а духовная свобода невозможна без осознания и принятия моральных и этических принципов, воплощенных в Десяти заповедях, дарованных евреям Всевышним через семь недель после выхода из египетского плена. В честь этого события мы и празднуем Шавуот. Поскольку начало отсчета совпадает с днем, когда в Храме приносили в жертву первый омер ячменя нового урожая, то весь пятидесятидневный период получил название "Сфират аомер" ("Счет омера"). П Песах - Один из основных еврейских праздников. Слово "Песах" происходит от ивритского корня (пасах) — "обойти". Смысл, заключенный в этом слове, таков: наказывая египтян, Всевышний спас (Его наказание обошло нас) еврейский народ и предназначил ему особую роль в судьбах мира. Первосвященник - Так в русском переводе называют главного служителя в Храме (см. Храм). На иврите — коэн-гадоль. Слово гадоль означает — большой, главный. Коэн — служитель. Р Рабство - см. статью ПЕСАХ: ПРАЗДНИК СВОБОДЫ Рахца - Часть Пасхального седера - вторичное омовение рук, уже с положенным благословением. До вкушения мацы все сидят молча. С Седер - Слово это означает "порядок". В нашем случае - "внутренняя логика". Урок, извлекаемый из этого понятия, заключается в том, что цепь представляющихся никак не связанными исторических событий, изложенных в Торе, на самом деле имеет свою логику, следующую за принципами, согласно которым Всевышний управляет миром. Процесс избавления от рабства, Исхода из Египта, был не случайным. Он проходил в строгом соответствии с упомянутыми принципами и замечательно разобран в Агаде . Сфират аомер - см. Омер У Урхац - Часть Пасхального седера - омовение рук. Благословение при этом не произносят. Х Хазерет - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера. Растертый или мелко нарезанный хрен, используемый для приготовления в процессе седера "корех" - "бутерeродов" из мацы с марором. Хамец - продукт сбраживания молотого зерна. см. статью ПЕСАХ: ПРАЗДНИК СВОБОДЫ Харойсет - ритуальное блюдо, обязательное для пасхального седера.смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы, в память о глине — материале, с которым работали евреи-рабы на "великих стройках" Египта. (См. рецепты приготовления) Храм - (на иврите - Бейт а-Микдаш, что в буквальном переводе на русский язык означает - Дом Высшей Святости). Построен в Иерусалиме царем Шломо (Соломоном). Однако землю для него купил и начал строительство еще отец Шломо - царь Давид. Строительство Храма завершено в 832 году до н.э. Иерусалимский Храм простоял 410 лет - до тех пор, пока его не разрушили войска вавилонского царя Невухаднецара. Через 700 лет в Иерусалиме выстроили Второй Храм. Он простоял 420 лет и был сожжен римскими войсками. С разницей в несколько столетий обе трагедии случились в один и тот же день - 9-го Ава. Второй Храм не имел целого ряда важных предметов, которые были в Первом Храме. Они ушли в землю Храмовой горы в Иерусалиме и поднимутся, когда будет выстроен Третий Храм. Ц Цафун - Часть Пасхального седера. Отложенный заранее афикоман разламывают и каждому дают по кусочку в качестве "десерта", завершающего трапезу. Такой обычай связан с тем, что афикоман символизирует пасхальную жертву, которую вкушали в конце трапезы. Ч Четыре бокала - Во время седера выпивают четыре бокала вина — в честь четырех этапов избавления от рабства, отмеченных в Торе: Всевышний вывел нас, спас нас, освободил (наши души с рабства) и избрал нас, поставив перед нами особые задачи в этом мире. Ш Шахарит - утренняя молитва. Шир-а-ширим - В субботу, которая приходится на неделю празднования Песаха, в синагогах (утром, после чтения Торы) читают (Шир а-ширим) — Песнь песней — одну из книг Танаха. Ее написал царь Шломо (Соломон), сын царя Давида. В ней раскрывается — в аллегорической форме — глубинная суть, внутренняя пульсирующая напряженность и великая красота взаимной любви еврейского народа и Всевышнего. Э Элиягу- а-Нави - пророк Элиягу, который должен явиться к нам незадолго до окончательного нашего — и всего человечества — освобождения, когда все народы мира придут в Иерусалим услышать слово Всевышнего. Наливая на Песах бокал для Элиягу, мы празднуем не только освобождение из рабства в прошлом, но и устремляем свои взоры в будущее, когда замысел Творца мира будет понят, и человек сможет полностью реализовать свой истинный потенциал. Я Яхац - Часть Пасхального седера. Ведущий разламывает надвое среднюю мацу, меньшую половину кладет обратно, другую заворачивает в салфетку и откладывает в сторону – это афикоман.

Шимон: levi пишет: Присоеденяемся !!!!! ***ПАСХАЛЬНЫЙ СТОЛ:*** Когда семья собирается за пасхальным столом, на столе стоят приборы для каждого, но нет никакой еды, кроме предписанной ритуалом: - Маца: На стол сразу выставляются приборы с мацой, как для самого Седера, так и для Шульхан Арух. Возле хозяина дома, который по традиции ведет Седер ставится специальный прибор, на котором лежат три цельных мацы, переложенные салфеткой так, чтоб одна маца было отделена от другой. (Три мацы символизируют: Исраэль - нижняя маца, Леви - средняя и Коэн - верхняя.) "С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера, ешьте мацу до вечера двадцать первого дня того же месяца." — ШМОТ 12:18 - Вино: Во время пасхального седера каждый обязан выпить не менее четырех бокалов вина - два до начала трапезы и два после. В случае, если есть противопоказания к спиртному, а также для детей, позволяется заменить вино виноградным соком. Количество - не менее двух третей бокала. - На специальном пасхальном блюде, стоящим возле ведущего Седер, в определенном порядке располагаются: - Зероа — пропеченный кусок мяса с косточкой — память о пасхальном агнце. В качестве зроа можно использовать сырое куринное крылышко, сильно опаленное на открытом огне.; ".. В первый день этого месяца пусть возьмут себе каждый по ягненку на семейство... и пусть съедят это мясо в ту же ночь (с 14 на 15 Нисана), жареное на огне; с мацой и с горькими травами пусть едят его. "— ШМОТ 12:3, 8 - Бейца — крутое яйцо, символизирующее праздничную жертву. Перед тем, как положить яйцо на блюдо, его необходимо очистить от скорлупы.; - Марор — горькая зелень, напоминающая горькую жизнь израильтян в Египте. Обычно используют листья салата или цельные кусочки хрена; - Харосет — смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы, в память о глине — материале, с которым работали евреи-рабы на "великих стройках" Египта. (См. рецепты приготовления) - Карпас— сельдерей, петрушка, картофель (отварной), лук или другая съедобная зелень - символ весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни.; - Хазерет — растертый или мелко нарезанный хрен, используемый для приготовления в процессе седера "корех" - "бутерeродов" из мацы с марором. Все, что лежит на блюде для еды не используется. Помимо этого, марор, харосет, карпас и хазерет расставляются на столе для дальнейшего употребления в ходе седера. Необходимо также поставить блюдечки с подсоленой водой, в которую обмакивается карпас. Вода символизирует слезы, пролитые еврейскими рабами в Египте. Поставьте на стол отдельный (желательно самый красивый) бокал для Элиягу а-Нави. Не забудьте приготовить кувшин с водой, миску и полотенце для "натилат ядаим (в пасхальный вечер мы ухаживаем друг за другом). Желательно также приготовить пустые блюдца для стряхивания капель вина, во время поминания "казней египетских". После процедуры из этих блюдец не едят. Предлагаем вам несколько различных рецептов приготовления харосет. Харосет по-иерусалимски 5 фиников 1-2 яблока 6 грецких орехов 5 орешков миндаля щепотка имбиря 1/4 ч.л. корицы 1-3 ст. л. вина Перемолоть отдельно финики, яблоки, грецкие и миндальные орехи. Смешать все ингредиенты, добавляя такое количество вина, чтобы масса оставалась густой. по-сефардски 1/4 кг фиников 1 яблоко 100 г грецких орехов 100 г миндаля 1/8 ч.л. перца 1/4 ч.л. корицы вино Перемолоть вместе финики, яблоко, орехи, перец и корицу. Добавить вина. Харосет желательно сделать за несколько часов до седера, чтобы масса пропиталась и стала единой. по-ирако-сирийски 1 кг фиников 1 горсть грецких орехов 1 горсть миндальных орехов корица вино Из фиников вынуть косточки, внимательно проверить, нет ли в них червяков, промыть и перемолоть. В кастрюлю налить воды, положить туда молотые финики и варить на маленьком огне, пока вся вода не испарится. Во время варки массу следует помешивать, чтобы она не слипалась. Это займет у вас около 2 часов. Смешайте 1 ст. полученной массы с корицей и вином. Ваш харосет готов! Оставшиеся вареные финики можно использовать как варенье. по-американски 1 ст. яблок 1 ст. грецких орехов 1 ч.л. корицы 1 ст. л. сладкого вина Мелко нарежьте яблоки (можно натереть на крупной терке) и грецкие орехи. Смешайте, добавив корицу и вино. Вина должно быть такое количество, чтобы масса стала густой. ШУЛЬХАН АРУХ: Не надо думать, что запрещение употреблять хамец сделает ваш стол беднее и скучнее. Наоборот - именно во время Песаха каждая хозяйка имеет возможность проявить настоящие чудеса фантазии и кулинарного искусства, а разнообразные блюда из мацы могут порадовать даже самого ярого любителя выпечки. Предлагаем вашему вниманию некоторые рецепты, а вы можете поделиться с нами своими рецептами по адресу: webmaster@evrey.com БЛЮДА ИЗ МАЦЫ: Для мясного стола: КУГЕЛЬ ИЗ МАЦЫ (используется как самостоятельное блюдо или в тонко нарезанном виде, как подложка к бутербродам) Мацу накрошить на кусочки средней величины. Залить крутым кипятком, можно бульоном. Жидкость должна впитаться так, чтобы маца "отпарилась", избыток жидкости слить через дуршлаг. В образовавшуюся массу вбить яйца, добавить шкварки, соль, тщательно размешать. Вылить массу в разогретую в духовке форму, предварительно смазанную растительным маслом или маргарином парве. Выпекать в духовке примерно 30-40 минут при средней температуре. Пропорции: На три длинных (примерно 8 квадратных) мацот - три яйца, 1/2 ч. ложки соли, шкварки по вкусу - чем больше, тем сочнее кугель. КНЕЙДЛАХ: (используется как заправка к бульону, может подаваться в качестве гарнира). Высыпать в широкую миску мацовую муку, запарить крутым кипятком или бульоном так, чтобы жидкость не оставалась на поверхности, вбить яйца, добавить шкварки и соль, тщательно перемешать. Из приготовленной массы скатать небольшие шарики (лучше смоченными в холодной воде руками, чтобы масса не так приставала) и опустить их в кипящий подсоленный бульон (или воду). Когда шарики всплывут дать им повариться 2-3 минуты и вынуть шумовкой. Пропорции: На два стакана мацовой муки - три яйца, 1/2 ч. ложки соли, 2-21/2 ст.ложки шкварок. МАЦОВЫЕ ЛАТКЕС: Приготовьте смесь из распаренной мацовой муки и взбитых яиц (как для кнейдлах), добавьте в полученную массу немного растительного масла. Выкладывайте смоченной в воде столовой ложкой на сильно разогретую с растительным маслом или жиром сковороду. Обжарьте с двух сторон до получения румяной корочки. Если вы употребляете латкес к мясному столу, можно полить их шкварками. ШКВАРКИ: Мелко нарезать гусиный (можно куриный, хотя он может застыть) жир, желательно с кусочками кожицы. Растопить на сильно нагретой сковороде, подождать пока кусочки не приобретут коричнево-золотистый оттенок и добавить мелко нарезанный репчатый лук, жарить его до золотистого цвета, добавить немного соли. БЛИНЧИКИ ИЗ МАЦЫ: Отделите желтки от белков. Взбейте белки. Взбейте желток с водой. Смешайте мацовую муку, соль и сахар и добавьте в желток. Перемешайте и оставьте на 15 мин. Смешайте полученную массу с белками. Жарьте на заранее подогретой сковородке. Пропорции: 1/2 cт. мацовой муки 1/2 ч. л. соли 1 ч. л. сахара 3 яйца 3/4 ст. воды или молока МАЙОНЕЗ: Хорошо взбейте яйцо, понемногу, но равномерно добавляя масло. Когда масса загустеет добавьте лимонный сок и соль. Пропорции: 1 яйцо 1 - 1 1/2 ст. подсолнечного масла сок половины лимона щепотка соли ЗАКУСКИ: ФАРШИРОВАННАЯ РЫБА (ГЕФИЛТЕ ФИШ): Разделка рыбы: Тщательно очистите рыбу от чешуи и промойте. Отделите головы, хвосты и плавники, но ни в коем случае не выбрасывайте - они вам понадобятся. Удалите из голов все лишнее, так, чтобы образовалось пространство для фарша. Традиционно фаршированную голову подают главе семьи. Разные хозяйки предпочитают нарезать рыбу по-своему. Некоторые предпочитают фаршировать рыбу целиком, . В этом случае надо вынуть из целой рыбы потроха и тщательно промыть. Надрезать кожицу вдоль хребты, аккуратно вынуть мякоть и после набивки фаршем зашить. В другом случае, после очистки и промывки рыба нарезается на куски и фарш закладывается во все образовавшиеся после вырезания мякоти полости. Самый простой способ - просто разрезать брюшко, вычистить потроха и закладывать фарш только в пустоты между хребтовой частью и спинкой. Итак. После очистки рыбы нарежьте ее на куски толщиной примерно в 1,1/2-2 пальца. Острым ножом отделите мякоть от кожицы и хребтовой кости, стараясь кожицу не надрезать. Желательно добавить к образовавшейся мякоти немного филе какой-нибудь другой рыбы. Мякоть пропустить через мясорубку два раза вместе с крупной луковицей. В обычном случае в фарш добавляют вымоченный сухой хлеб, но в Пасхальные дни его, конечно же заменяют на мацу. Если вы берете цельные пластины мацы, то предварительно запарьте их и проверните через мясорубку вместе с фаршем. Можно просто добавить в фарш запаренную муку из мацы. В готовый фарш вбить яйцо, добавить соль и перец и очень тщательно вымешать - масса должна быть абсолютно однородной. Смоченными в воде руками набейте фаршем куски рыбы. Набивайте плотно, но не слишком - при варке фарш увеличится в объеме. Желательно после набивки каждый кусочек "смазать" плоскостью ножа, смоченного в холодной воде, для того чтобы фарш лучше "сидел". Нарежьте тонкими кружочками репчатый лук (кожуру не выбрасывайте!), морковь и свеклу. В широкую кастрюлю налейте немного воды, чтобы прикрывала дно и выложите слой подготовленных овощей вместе с луковой кожурой - она придает цвет. На слой овощей положите слой кусков рыбы, затем опять слой овощей и слой рыбы и т.д. Сверху положите набитые фаршем головы, а также плавники и хвосты - они придают бульону клейкость. Залейте холодной водой и доведите до кипения. Снимите образовавшийся "шум" и добавьте немного холодной воды (это придает бульону прозрачность). Варите примерно 1,1/2 часа на медленном огне. Перед окончанием варки добавьте соль и специи - перец, лавровый лист, пару головок гвоздики и поварите еще минут 10. Когда рыба остынет аккуратно выложите на блюдо куски рыбы, тщательно отделив их от овощей и залейте процеженным бульоном. Можно для красоты между кусками рыбы положить кружочки моркови. Поставьте в холодильник и подождите, пока бульон застынет до состояния желе. Подавая рыбу на стол, не забудьте поставить рядом натертый хрен! Для заправки хрена вместо уксуса на Песах принято использовать свекольный квас. Приготовляют его таким образом: за одну-две недели до наступления праздника сырую свеклу нарезают на кусочки, добавляют немного сахара, заливают водой и ставят в теплое место; жидкость процеживают и добавляют в натертый хрен и другие праздничные блюда вместо уксуса, который на Песах не является кашерным продуктом (В Израиле на Песах продается специальный уксус). Пропорции: На 4 рыбины среднего размера 3/4 стакана мацовой муки или 2 пластины мацы , 1/2 килограмма филе другой рыбы (например трески или нилуса), 2 яйца соль, перец и специи по вкусу. По 2 крупные свеклы, моркови и луковицы. СЛАДКИЙ СТОЛ: Кокосовое печенье Пропорции: 5 яиц 1 ст. мацовой муки 2 ст. кокосовой стружки 1 1/2 ст. сахара 2 лимона Взбейте яйца, лимон хорошо помойте очистите его, сок выдавите, а цедру натрите на мелкой терке. Смешайте все ингредиенты вместе. В кондитерский шприц с насадкой-звездочкой положите полученную массу и выдавите небольшими порциями в форму для выпечки. Если у вас нет кондитерского шприца, можно воспользоваться обыкновенной чайной ложечкой, выкладывая массу небольшими порциями. Выпекайте при 165 градусах в течение 30 - 40 минут. Ореховый торт 10 белков 2 ст. молотого фундука ½ cт. кокосового масла 2 ст. сахара 2 ч.л. рома (по желанию) 5 ст. л. какао Взбейте белки. После того, как белки взобьются, постепенно начинайте добавлять сахар, затем орехи, ром, масло и какао. Разделите тесто на 2 части и разлейте в две формы. Выпекать при 160 градусах около часа. Этот пирог получается очень тонкий, но при этом очень вкусный! Крем: 10 желтков 2 ч.л ванильного сахара 2 ч. сахара Взбейте желтки, сахар и ваниль. Варите на водяной бане около 50 мин, а затем хорошо перемешайте и охладите. Возьмите 1 ч. пирога, покройте кремом. 2-ю частью положите наверх и покройте оставшимся кремом. Поставьте в холодильник. ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!



полная версия страницы